Существует ли тайм-менеджмент для детей?

Правила тайм-менеджмента для детей и подростковПриветствую Вас дорогие читатели formula-success.ru!!! Тема нашей сегодняшней статьи: Тайм-менеджмент для детей и подростков.  Давайте  попробуем разобраться,  как легко организовать наглядный список ежедневных дел, который дети даже уже с 2-х лет смогут применять в своей повседневной жизни.

Взрослые часто задаются следующими вопросами:

•    Каким образом ребенку привить навыки по самоорганизованности?
•    Как помочь стать ему самостоятельным?
•    Как воспитать ребенка как будущего помощника, который будет делать все дела с    удовольствием, а не через силу?

Далее мы обсудим  дела, входящие в ежедневный список дел ребёнка.

Знаменитый психолог Л.С,Выготский совместно с Ю.Гиппенрейтер ввели такое понятие , как «зона ближайшего развития ребёнка». Это означает список дел, самостоятельно выполняемые ребенком, который увеличивается из-за дел, которые он учится выполнять на примере взрослых.

Приведём пример.

Мама может дать ребенку губку и разрешить вытирать посуду. Другого малыша не подпускают к мытью посуды,т.к. он играет с водой и помощи очень мало. И тут возникает вопрос. Какой же из детей охотнее и качественнее начнет мыть сам посуду? Психологи утверждают, что это будут те дети, с которыми занимались этими делами.

Для чего это нужно делать?

Есть три вида дел, которые может делать ребенок.
1.    Он может делать самостоятельно.
2.    Только с родителями.
3.   Не может делать пока совсем.

В список можно вписать только те задачи из пункта 1 и 2. Остальное только с помощью родителей.
Какие дела включает в себя ежедневный список?
•    Отнести тарелку в раковину,
•    Помочь застелить постель,
•    Собрать все свои игрушки,
•    Протереть все поверхности от пыли,
•    Помочь в мытье полов,
•    Покормить домашних животных,
•    Помочь в приготовлении еды.

Для ребенка школьного возраста в список задач входит войти:
•    Выполнение домашних заданий,
•    Выгул собаки,
•    Вынос мусора,
•    Уборка пылесосом.

Списки дел должны быть наглядные. Чтобы даже и малыш, и дошкольник могли справиться с этими делами.

Самих задач не должно быть слишком много.

Можете взять лист А4  разлиновать его карандашом на 7 дней недели и на количество дел. Можно нарисовать картинки, каждая из которых будет символизировать эти дела. Можно использовать для этого старые газеты и журналы, также воспользоваться помощью интернета.

Список дел нужно синхронизировать со своим, т.к. ребенок не любит выполнять дела, когда взрослые заняты. Ребенку будет интересно убирать пыль вместе с мамой, ему понравится работать в команде. Можно поделить зоны уборки по квартире. Всегда старайтесь похвалить малыша за помощь.

Старшеклассники же, напротив, могут проявить самостоятельность в выполнении дел без помощи родителей. Это очень важный этап развития.

Поощрения.

Списки очень хорошо работают совместно с  системой поощрений. Хвалите ребёнка за выполнение своих обязанностей и словом, и делом. Можно придумать значимую награду за определенное количество дел. Например, сходить в парк, поиграть подольше, съездить в зоопарк. Всегда остаются дела, на которые абсолютно не хватает времени.

Кто-то любит поощрять ребенка некоторой суммой денег. Надо определить  конкретную небольшую сумму за каждый пункт проделанной работы. Помечайте выполненные пункты наклейки, в конце недели можно выдать награду. Подарите ребенку копилку для денег на свою мечту.

Сам по себе список дел является инструментом роста, способствующий развитию положительных качеств и навыков ребенка.

Постарайтесь разобраться  с причинами в случае, если ребенок не захочет выполнять дела. Нельзя принуждать и ругать ребенка за невыполнение задач. Необходимо придумать мотивацию.

Задания:

•    Составить список дел для самостоятельного выполнения ребенком,
•    2-3 дела на выбор определите для этого,
•    Продумайте поощрения за работу.

Нам может остаться непонятным тот факт, для чего детям нужно освоить тайм-менеджмент. Только родители регулируют свободное время детей: когда гулять, ложится спать и т.п. В данном случае тайм-менеджмент – это не только четкий график в виде списка дел. Это абсолютно необходимые навыки самоорганизации для каждого человека, делающие его жизнь яркой, осознанной и продуктивной.

Умение управлять временем – важное преимущество успешных людей. Важно, чтобы человек умел управлять им с детства. Хотя многим приходится это осваивать во взрослом возрасте.  Но, понятно, что в детстве это можно сделать вполне естественным образом.

Перечислим основные принципы тайм-менеджмента у детей.

Использование игр.

Можно научить ребенка планированию своего времени в форме игры, которая должна быть интересно и нескучной. Подойдут игры с таймером, режим дня в картинках, оставление списков, последовательность операция в виде списка.

Необходимо показать на личном примере.

Ребенок всегда любит смотреть за родителями, планирующими свои дела. Они придерживаются своего распорядка дня, и ребенок будет им стараться подражать. Например,ребёнок может нарисовать список покупок и рассказывать, что нужно купить.
Если у родителей нет режима распорядка дня, то ребенка будет очень трудно обучить самоорганизации. Необходимо начать использовать свое время эффективно.

Привлеките детей к планированию дел.

Здесь можно озвучить порядок своих действий. Все это можно спланировать на семейном совете при планировании отдыха на выходных, а можно, например, готовя с ребёнком еду. Очень важно комментировать происходящее в эти моменты.

Таким образом, дети получают первые представления о распорядке дня и основам планирования своего времени. Озвучивание позволит избежать истерик ребенка, т.к. он предупрежден заранее и успел привыкнуть. А также это помогает ребенку освоиться с домашней работой. У него появится мотивация поскорее завершить уборку.

Разобраться с приоритетами.

Очень много важных и срочных дел у каждого человека возникают в жизни. Часто дела требуют от нас немедленного ответа, но также могут быть неважными. Детям надо тоже научиться отдавать приоритет основным делам.

Нужно объяснить маленьким детям, что конкретно собираемся сделать. Например, мы завтракаем с утра для набора необходимой силы и энергии на день. Детям старшего дошкольного возраста можно доверить самому выбрать более приоритетные дела. Не пытаться переложить на ребенка ответственность за выбор места отдыха семьи. Это прерогатива родителей. Ему можно предложить построить план своих занятий. Также нужно объяснить ребенку и негативные последствия своего выбора. Заигрался, не поел – голод пришел. Побегал грязными ботинками по полу – снова мыть придется.

Будьте последовательны.

Многие дети любят следовать определенному режиму. Нарушение привычного порядка может вызвать у ребенка тревогу. Стабильность – это безопасность для малыша. Нужно озвучивать свои планы ребенку, стараясь придерживаться намеченных планов. Старайтесь планировать различные варианты, например, на случай форс-мажоров и других ситуаций.

В заключении друзья я предлагаю посмотреть классное видео-интервью известного психолога --  Ольги Амельяненко на тему тайм-менеджмента для детей и подростков.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.