Формула успеха учителя

Формула успеха учителя

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Л.Н Толстой.

Формула успеха учителяТехнологически универсальные формулы имеют только точные науки. Педагогика – наука неточная. Да и наука ли это вообще? Скорее – искусство, творчество.

Что это значит – хороший учитель? Даже на этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. Если задать этот вопрос взрослым людям, то каждый расскажет что-то важное для себя.

Один вспомнит строгого предметника, которого школьником  он не очень-то любил, но потом много раз в жизни вспоминал с благодарностью за то, что данные им знания крепко засели в голове. Другой расскажет о доброй учительнице младших классов, которая научила его состраданию, честности и трудолюбию. Третий – об учителе, который сумел пробудить такой страстный и горячий интерес к своему предмету, что человек посвятил изучению этого предмета всю свою жизнь.

И все эти ответы, при всей их несхожести будут абсолютно релевантными, и все они будут именно о ХОРОШИХ УЧИТЕЛЯХ. Потому что нет двух абсолютно идентичных хороших учителей. Как нет и абсолютно одинаковых учеников.

Но в искусстве тоже есть свои инструменты и свои правила. В педагогике главным принципом достойно стать перефразированное изречение Плутарха: «Ребенок, это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь».

Другими словами – приоритетное стремление хорошего учителя состоит не в том, чтобы вложить ученику в голову максимальное количество информации, а в том, чтобы научить его учиться. Научить чувствовать радость познания, радость овладения новыми навыками. «Вчера я этого не умел, сегодня умею, завтра буду уметь что-то новое» — это одна из высших радостей, доступных человеку.

Хороший учитель видит в ученике не «станок», не материал для обработки, а полноправную личность, сотрудника, соучастника в великом и интереснейшем деле – познании мира. «Воспитывать — значит побуждать» — говорил немецкий педагог Х1Х века А. Дистерверг, и добавлял: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

Для того, чтобы знания стали «живыми», человеку мало просто зазубрить  их. Они должны быть прочувствованы, вписаны в картину мира, признаваться учеником, как необходимые ему. Как Вы это сделаете – применяя чьи-то готовые прогрессивные методики, или «изобретая велосипед» — неважно. Если Ваши намерения чисты и искренни, если Вам самому интересно то, что Вы рассказываете ученикам – они отреагируют адекватно. Вы добьетесь результата.

Не бойтесь действовать в соответствии с Вашими природными свойствами. Если Вы по природе строги и сдержаны – будьте строгими. Если добры и снисходительны – сделайте это своим преимуществом и не бойтесь, что Вам «сядут на шею». «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью», — писал Чехов. Какая из стратегий окажется  более действенной для Вас, определить сможете только Вы.

И не забывайте,  что  «Обучать, — по словам Ж.Жубера, — это вдвойне учиться». Учитесь новому каждый день, сколько бы лет Вам не было. «Человек, который считает, что слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться». (Генри Хаскинс)

А если Вы все-таки очень хотите получить точную формулу, что ж, давайте ее составим.

«Отличное знание своего предмета» + «Уважение к личности ученика» + «Содружество чувств и интеллекта»  + «Готовность каждый день учиться новому» = «Успех учителя». Пожалуй, это формулу можно счесть и универсальной. Только помните – ингредиенты для этого рецепта Вам придется изготовить самому.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.